Зрительный, слуховой и вестибулярный анализаторы
. Установить дугу периметра в горизонтальном положении. Найти точки наибольшего удаления предмета от центра в обоих направлениях.
. Повторить всю серию наблюдений с цветными марками, при этом зафиксировать точку на дуге периметра только в тот момент, когда испытуемый впервые точно определит цвет предлагаемой марки (наличие тест-объекта в поле зрения испытуемый знает гораздо раньше).
. Зарисовать схематично поля зрения для различных хроматических и ахроматических тест-объектов в четырех взаимно перпендикулярных плоскостях. Отметить, к какому (правому, левому) относится поле зрения. Обозначить носовую и височную стороны поля зрения (рис ). В выводах отметить, воспринимают ли цвета периферические отделы сетчатки, совпадает ли цветовое поле зрения для различных цветов, симметричны ли поля зрения для левого и правого глаза.
Работа №17.
Наблюдение костной проводимости звука
Цель работы:
познакомится с методикой исследования проводимости звука (опыт Вебера).
Необходимо для работы:
испытуемый, камертон.
Проведение работы:
1. Испытуемый сидит на стуле. К различным участкам его головы (темени, лбу, зубам) приложить ножку звучащего камертона. Отметить, слышит ли испытуемый его звук.
. Повторить то же самое, плотно заложив уши ватным тампоном. Отметить, слышен ли звук и его громкость. Объяснить, почему звук слышен более громко.
Работа №18.
Воздушная проводимость звука
Цель работы:
познакомиться с методом исследования воздушной проводимости звука и сравнить его с костной (опыт Риннэ).
Необходимо для работы:
испытуемый, камертон.
Проведение работы:
Приложить ножку звучащего камертона к темени. Как только исчезнет ощущение звука, приблизить камертон к ушной раковине. Отметить, слышен ли звук. Объяснить, почему он слышен. Сделать вывод о роли периферического отдела слухового анализатора и отметить, какая проводимость звука лучше - воздушная или костная.
Работа №19.
Потеря звуковой энергии через наружный слуховой проход
Цель работы:
наблюдать в эксперименте, что часть звуковой энергии теряется через наружный слуховой проход в пространство.
Необходимо для работы:
испытуемый, камертон, резиновые трубки, вата, спирт.
Проведение работы:
1. Приложить ножку звучащего камертона к средней линии головы в области темени.
. Отметить, одинаково ли слышен звук обоими ушами.
. Вложить в один из слуховых проходов ватный тампон и вновь приложить к этому же месту темени ножку звучащего камертона.
. Соединить слуховые отверстия двух студентов, вставив в ухо каждого конец тонкой резиновой трубки.
. К голове одного из испытуемых приложить звучащий камертон. Отметить, какое ухо воспринимает звук с большей силой, слышит ли звук второй испытуемый и если слышит, то почему.
Работа №20.
Определение направления звука
Цель работы:
выявить некоторые особенности и механизм определения локализации звука при бинаунарном слухе.
Необходимо для работы:
испытуемый, источник звука.
Проведение работы:
1. Работа выполняется в виде демонстрации на одном из студентов.
. Испытуемый садится на стул и закрывает глаза. Экспериментатор помещает звучащий предмет (стеклянные палочки в стаканчике, колокольчик или другой источник звука) спереди, сзади, справа и слева, сверху и снизу от испытуемого. Испытуемый должен указать место, откуда исходит звук.
. Отметить правильные и неправильные ответы локализации звука и занести в протокольную тетрадь. Сделать вывод, из какого места лучше всего слышен звук при бинаунарном слухе.
Работа №21.
Определение остроты слуха по способу Воячика
Необходимо для работы:
испытуемый, экспериментатор.
Проведение работы:
1. Остроту слуха определяют шепотом на выдохе. Одно ухо испытуемого обращено к экспериментатору, находящемуся на расстоянии 5 м., в другое вложен ватный тампон. Слова следует произносить за счет резервного воздуха в низких тонах: вон, вор, мор, кум, урок, двор; на высоких тонах: Чай, Саша, чаща, шерсть, честь.
. При поражении звуковоспроизводящего аппарата страдает преимущественно восприятие низких тонов.
Работа №22.
Оценка чувства равновесия (роль вестибулярного анализатора в психомоторных реакциях).
Проведение работы:
1. Испытуемому стать на одну ногу, другую согнуть в колене и упереть в опорную ногу. Руки вытянуть вперед.
. Зафиксировать время стояния на одной ноге по команде «готов».
. Произвести оценку теста в баллах в соответствии с приведенными в инструкции данными.
Стояние в течении 15 с. - 2 балла
с. - 3 балла
То же с повязкой на глазах 15 с. - 4 балла
То же с повязкой на глазах, голова
запрокинута назад 15 с. - 5 баллов
. Зарегистрировать время, в течении которого удерживалась заданная поза (до 60 с) Кроме чувства равновесия в этом опыте оценивается (путем наблюдения) и тремор (покачивание, размахивание руками, дрожь в мышцах конечностей и др.)