Общая физиология сенсорных систем. Соматосенсорный, вкусовой и обонятельный анализаторы
. Между испытаниями рот должен быть хорошо прополоснут дистиллированной водой.
. В протоколе описать ход работы, последовательность предъявления растворов, отметить наличие или отсутствие четырех основных вкусовых ощущений.
Работа №8.
Определение вкусовых порогов
Цель работы:
научиться определять порог вкусовых ощущений.
Необходимо для работы:
испытуемый, раствор соли (хлорида натрия), возрастающей концентрации от 0,1 до 1%, пипетка.
Проведение работы:
1. Испытуемый, которому неизвестно содержание пробирки, берет в рот (при помощи пипетки) 5-10 мл раствора и через 30 с выплевывает его.
. Необходимо отметить ту концентрацию вещества, которая последней воспринимается как безвкусная, и ту, которая первой воспринимается как имеющая вкус. После каждой пробы рот ополаскивают водой.
. Данные занести в таблицу, в которой отметить пороги различия веществ.
Раствор (%) |
Ощущения |
0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 1,0 |
Работа №9. Двигательный анализатор. Определение положения конечности в пространстве
Цель работы:
убедиться в возможности выполнения движений за счет сигналов от проприорецепторов.
Необходимо для работы:
испытуемый, экспериментатор.
Проведение работы:
1. Испытуемый сидит с закрытыми глазами. Экспериментатор производи пассивное, достаточно сложное перемещение одной из его рук и придает этой руке в конце движения определенное положение в пространстве.
. Испытуемый, не открывая глаз, должен проделать другой рукой те же движения и придать ей положение, в котором находится первая рука.
. Описать ход проведения эксперимента и точно воспроизведенных испытуемым заданных движений.
Работа №10.
Точность работы двигательного анализатора
Цель работы:
убедиться в значении совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов для точности движений.
Необходимо для работы:
испытуемый, бумага, карандаш.
Проведение работы:
1. Разделить страницу тетради горизонтальной линией на две части.
. Опустив левую руку вдоль тела, правой нарисовать посредине большой круг.
3. Закрыть глаза, поднять правую руку и отвести ее в сторону.
. Не открывая глаз, попытаться попасть карандашом в нарисованный круг.
. Опыт повторить четыре раза: в двух вариантах для каждой руки - левой и правой; I- вариант - без зрительного контроля; II - вариант - с последующим зрительным контролем (после каждой попытки попасть
карандашом в кружок открыть глаза и установить степень точности).
Порядок проведения опыта: 1) правая рука без зрительного контроля; 2) правая рука со зрительным контролем; 3) левая рука без зрительного контроля; 4) левая рука со зрительным контролем
6. Полученные результаты внести в таблицу.
Вариант опыта |
Правая рука |
Левая рука |
Без зрительного контроля Со зрительным контролем |