Предмет физиологии, задачи практикума по физиологии. Методы физиологического исследования и регистрации физиологических функций

1. Рабочее место должно быть свободно от посторонних предметов. На столе должны находиться только необходимые для работы приборы и реактивы, рабочая тетрадь с заданиями по теме.

2. При выполнении лабораторной работы следует строго придерживаться методических указаний, пользоваться приборами и реактивами, предназначенными непосредственно для данной работы.

. Все опыты с ядовитыми и неприятно пахнущими веществами следует проводить только в вытяжном шкафу. Выливать их в раковину категорически запрещается!

4. Легко воспламеняющиеся жидкости (спирт, эфир, и др.) нельзя наливать в пробирки вблизи огня. Нагревать эти вещества на открытом пламени и открытых электрических плитах запрещается!

5. Запрещается

входить в лабораторию в верхней одежде, принимать пищу и курить.

. Пробовать реактивы и их растворы на вкус строго запрещается!

. Студенты не должны без разрешения преподавателя или специальной инструкции включать и выключать приготовленные к занятию приборы.

. Перед включением электрических приборов в электрическую сеть следует проверить заземление.

9. Категорически запрещается

включать в розетки питания оголенные концы проводов.

. Необходимо регулярно проверять провода, предназначенные для питания приборов, на них не должно быть лишенных изоляции участков.

. Перед уходом из лаборатории необходимо выключить все нагревательные и осветительные приборы, закрыть водопроводные краны и окна.

II

.Преподаватель знакомит студентов с методами исследования физиологических функций:

наблюдения, вивисекции, изолированных органов, хронического исследования. Необходимо отметить, что разные методические подходы определили основные этапы развития экспериментальной физиологии:

аналитический, синтетический, аналитико-синтетический, кибернетический.

III

.

Следующий этап - знакомство студентов с аппаратурой, применяемой для раздражения и регистрации.

Для раздражения

в физиологическом эксперименте обычно используют лабораторные электростимуляторы.

Демонстрируют приборы для механической регистрации

физиологических функций (кимограф, рычажок Энгельмана, миограф, воздушная капсула Марея), а также приборы, используемые как для физиологических экспериментов, так и для клинико-физиологических исследований (электрокардиограф, метатест, электроэнцефалограф, полиграфии и др.).

Приготовление нервно-мышечного препарата

Цель работы: ознакомиться с методикой приготовления нервно- мышечного препарата.

Необходимо для работы: лягушка, препаровальный набор, дощечка, раствор Рингера.

Проведение работы:

1. Обездвижить лягушку путем разрушения спинного мозга кровавым или бескровным способом;

2. Взять лягушку за задние лапки, повернуть вниз брюшком и, отступив на 1,5 см выше крестца ( ростральнее места сгиба), перерезать позвоночник. Дугообразным разрезом вдоль крестца удалить свисающую переднюю половину туловища со всеми внутренними органами (рис.1, п.1);

. Держа задние лапки левой рукой за позвоночник, правой - (используя марлевую салфетку) снять с них кожу (препарат задних лапок лягушки

) (рис.1, п.2,3);

. Полученный препарат разделить пополам, разрезав его вдоль позвоночника и симфиза (рис.1, п.3, 4);

. Положить лапку на препаровальную дощечку, изучить выход корешков, образующих седалищный нерв, отпрепарировать его до тазобедренного сустава. Положить конечность дорсальной стороной вверх, стеклянным крючком раздвинуть мышцы бедра, найти седалищный нерв и осторожно освободить его на всем протяжении от выхода из позвоночника до коленного сустава. Удалить мышцы и кости выше коленного сустава (препарат одной задней лапки

Перейти на страницу: 1 2 3