Предмет физиологии, задачи практикума по физиологии. Методы физиологического исследования и регистрации физиологических функций
1. Рабочее место должно быть свободно от посторонних предметов. На столе должны находиться только необходимые для работы приборы и реактивы, рабочая тетрадь с заданиями по теме.
2. При выполнении лабораторной работы следует строго придерживаться методических указаний, пользоваться приборами и реактивами, предназначенными непосредственно для данной работы.
. Все опыты с ядовитыми и неприятно пахнущими веществами следует проводить только в вытяжном шкафу. Выливать их в раковину категорически запрещается!
4. Легко воспламеняющиеся жидкости (спирт, эфир, и др.) нельзя наливать в пробирки вблизи огня. Нагревать эти вещества на открытом пламени и открытых электрических плитах запрещается!
5. Запрещается
входить в лабораторию в верхней одежде, принимать пищу и курить.
. Пробовать реактивы и их растворы на вкус строго запрещается!
. Студенты не должны без разрешения преподавателя или специальной инструкции включать и выключать приготовленные к занятию приборы.
. Перед включением электрических приборов в электрическую сеть следует проверить заземление.
9. Категорически запрещается
включать в розетки питания оголенные концы проводов.
. Необходимо регулярно проверять провода, предназначенные для питания приборов, на них не должно быть лишенных изоляции участков.
. Перед уходом из лаборатории необходимо выключить все нагревательные и осветительные приборы, закрыть водопроводные краны и окна.
II
.Преподаватель знакомит студентов с методами исследования физиологических функций:
наблюдения, вивисекции, изолированных органов, хронического исследования. Необходимо отметить, что разные методические подходы определили основные этапы развития экспериментальной физиологии:
аналитический, синтетический, аналитико-синтетический, кибернетический.
III
.
Следующий этап - знакомство студентов с аппаратурой, применяемой для раздражения и регистрации.
Для раздражения
в физиологическом эксперименте обычно используют лабораторные электростимуляторы.
Демонстрируют приборы для механической регистрации
физиологических функций (кимограф, рычажок Энгельмана, миограф, воздушная капсула Марея), а также приборы, используемые как для физиологических экспериментов, так и для клинико-физиологических исследований (электрокардиограф, метатест, электроэнцефалограф, полиграфии и др.).
Приготовление нервно-мышечного препарата
Цель работы: ознакомиться с методикой приготовления нервно- мышечного препарата.
Необходимо для работы: лягушка, препаровальный набор, дощечка, раствор Рингера.
Проведение работы:
1. Обездвижить лягушку путем разрушения спинного мозга кровавым или бескровным способом;
2. Взять лягушку за задние лапки, повернуть вниз брюшком и, отступив на 1,5 см выше крестца ( ростральнее места сгиба), перерезать позвоночник. Дугообразным разрезом вдоль крестца удалить свисающую переднюю половину туловища со всеми внутренними органами (рис.1, п.1);
. Держа задние лапки левой рукой за позвоночник, правой - (используя марлевую салфетку) снять с них кожу (препарат задних лапок лягушки
) (рис.1, п.2,3);
. Полученный препарат разделить пополам, разрезав его вдоль позвоночника и симфиза (рис.1, п.3, 4);
. Положить лапку на препаровальную дощечку, изучить выход корешков, образующих седалищный нерв, отпрепарировать его до тазобедренного сустава. Положить конечность дорсальной стороной вверх, стеклянным крючком раздвинуть мышцы бедра, найти седалищный нерв и осторожно освободить его на всем протяжении от выхода из позвоночника до коленного сустава. Удалить мышцы и кости выше коленного сустава (препарат одной задней лапки