Предмет физиологии, задачи практикума по физиологии. Методы физиологического исследования и регистрации физиологических функций
Первое занятие по практическому курсу проводится преподавателем в виде беседы и демонстрации аппаратуры и некоторых экспериментальных приемов, используемых в физиологии.
План занятия
:
1. Знакомство студентов с порядком работы на практических занятиях и с соблюдением техники безопасности.
2. Изучение методов физиологических исследований.
. Знакомство с аппаратурой для раздражения и регистрации физиологических функций.
. Приготовление нервно-мышечного препарата.
. Оформление протокола занятий.
Оснащение занятия:
кимограф, миограф, рычажок Энгельмана, электростимулятор, электроды, провода, препаровальный набор, лягушка, салфетка, лоток, раствор Рингера.
Основные положения, с которыми преподаватель знакомит студентов:.
А. Студенты приходят на практические занятия в белом халате и в шапочке. Опоздания категорически запрещаются.
Б. За каждой группой студентов закрепляется рабочее место, на котором в течение всего года должны соблюдаться чистота, порядок, а также бережное отношение к мебели и инвентарю кафедры.
В. Студент обязан заранее ознакомиться с темой предстоящего занятия и изучить теоретический материал согласно разработанным вопросам.
Перед выполнением практических работ проводится собеседование для определения уровня знаний студентов по теоретическому материалу.
Все практические занятия должны приобретать характер небольшой научно-исследовательской работы, подтверждающей положение теоретического курса. Каждому студенту следует активно участвовать в экспериментах, проявлять творческий и исследовательский интерес.
Для выполнения работы дежурный студент получает у лаборанта кафедры необходимые инструменты, аппараты, животных и т.д. По окончании занятий студенты убирают рабочие места, моют инструменты, а дежурный сдает полученные аппараты.
Приступая к выполнению экспериментальных работ, студент должен в первую очередь ознакомиться с правилами техники безопасности, которые изложены в настоящей методической разработке, и расписаться в журнале.
После завершения работы студенты оформляют протокол, который подписывается преподавателем в конце занятия. Оформляются протоколы в специальной толстой тетради, на обложке которой студент указывает фамилию, имя, отчество, номер группы и факультет. Протокольные записи ведутся аккуратно черными чернилами или пастой, рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами. При сдаче экзамена студент представляет экзаменатору свою протокольную тетрадь.
Ход работы
В данном разделе протокола студент дает краткое описание проделанной работы и наблюдений, вписывает полученные результаты, которые сопровождаются схемами, рисунками, таблицами, графиками, вклеивает кимограммы и другие материалы, полученные при регистрации физиологических функций.
Усвоение материала по каждому разделу определяется на итоговых занятиях, которые проводятся в соответствии с учебным рабочим планом кафедры. Оценки, полученные студентами, заносятся в журнал и сохраняются до экзамена.
Пропущенные по уважительным причинам занятия отрабатываются во внеурочное время в соответствии с графиком, установленном кафедрой.
Примечание: Первую часть протокола, до раздела «Ход работы», студент заполняет до начала занятия (на основании настоящего руководства и плана практических занятий кафедры).
Правила по технике безопасности при работе в физиологической лаборатории