Типы высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Высшие психические функции
Работа №10.
Исследование скорости ориентировочно-поисковых движений взора, а также подвижности нервных процессов
Цель работы: познакомиться с психологическим тестом исследования внимания и подвижности нервных процессов.
Необходимо для работы: испытуемый, цифровая черно-красная таблица, секундомер.
Проведение работы:
Под вниманием понимается направленность психической деятельности, сосредоточенность ее на значимых для человека объектах. Активность внимания выражается в том, что оно носит избирательный характер. Способность человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, сознательно и осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой называется переключением внимания
.
Скорость переключения внимания у людей различна, что имеет особое значение при профессиональном отборе, так как многие профессии требуют быстрого переключения внимания.
1. Работа проводится индивидуально с одним или несколькими студентами (для сравнения).
2. Испытуемый получает задание отыскать на таблице числа, одновременно назвав их.
Работа состоит из нескольких серий заданий. В 1-й серии испытуемый называет черные числа в возрастающем порядке (от 1 до 25); во 2-й серии красные числа - в убывающем порядке (от 24 до 1); в 3-ей серии первое число черное, 24- красное, второе - черное, 23 - красное и т.д. Черные цифры отыскиваются в возрастающей, а красные - в убывающей последовательности, и так до тех пор, пока сумма пар черных и красных чисел не будет равна 25.
3. У каждого испытуемого оценивается время выполнения каждого задания (от начала поиска) и количество ошибок.
Необходимо учитывать, что в норме человек легко отыскивает как черные, так и красные цифры примерно за 45 секунд, а третье задание выполняется приблизительно за 90 секунд.
Увеличение времени работы и количества ошибок в чередовании чисел свидетельствует об инерции нервных процессов и снижении работоспособности, что может быть связано с умственным утомлением.
Работа №11.
Теппинг-тест
Цель работы: ознакомить студентов с психофизиологическим методом исследования силовых показателей в деятельности ЦНС.
Необходимо для работы: испытуемый, инструкция, лист белой бумаги, карандаш, секундомер.
ИНСТРУКЦИЯ по проведению теппинг-теста
Проведение работы:
1. Лист белой бумаги расчертить на шесть одинаковых прямоугольников. Испытуемый карандашом наносит с максимальной скоростью точки в первом квадрате в течение 10 с, затем во втором, в третьем и т.д. Общее время тестирования составляет 60 с.
2. Подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике и составить шкалу по следующей схеме.
Время (с) |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
Количество точек |
3. На основании результатов сделать выводы о силе и устойчивости процесса возбуждения. Оценку производить совместно с преподавателем.