Типы высшей нервной деятельности. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Высшие психические функции
от рецепторов зрительного, слухового, тактильного, проприорецептивного и других анализаторов (Рис.2).
Биоритм- автоколебательный процесс в биологической системе, характеризующийся чередованием фаз усиления напряжения и расслабления. Выделяют микроритмы, мезоритмы, макроритмы, мегаритмы.
Стресс
- это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Согласно Г. Селье выделяют три стадии стресса: стадия тревоги, стадия резистентности и стадия истощения (Рис. 1).
Дистресс- это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.
Необходимо уметь:
. Овладеть методами исследования высших психических функций человека.
. Научиться определять тип мыслительной деятельности человека.
. Ознакомиться с психофизиологическим методом исследования силовых показателей в деятельности ЦНС.
. Овладеть психологическим тестом исследования внимания и подвижности нервных процессов.
Работа №7.
Исследование процессов отвлечения и обобщения.
Цель работы: Познакомится с методами исследования высших психических функций человека.
Необходимо для работы: испытуемый, инструкция.
Проведение работы:
Работа проводится индивидуально каждым студентом. Необходимо к пословицам, расположенным слева, подобрать фразы или другие пословицы, сходные по смыслу, из колонки справа.
Понимание переносного смысла незнакомой пословицы основано на абстрагировании прямого смысла, что возможно благодаря воспроизведению временных связей, образованных в результате жизненного опыта между менее обобщающими и более обобщающими словесными обозначениями.
При непонимании переносного смысла пословиц человек подбирает выражения, имеющие лишь внешнее сходство с пословицей, что говорит о слабом абстрактном мышлении.
Работа № 8.
Исследование уровня развития второй сигнальной системы
Цель работы: та же, что и в предыдущей работе.
Проведение работы:
Составить по возможности наибольшее количество слов из приведенных букв: А, Л, Й, И, А, Р, К, О, Ь, К, Л, Б.
Учитывается время выполнения задачи и количество составленных слов. Результаты исследования внести в протокол.
Работа №9.
Классификация понятий по «мыслительному» и «художественному» типам по (Рушкевичу)
Цель работы: научиться определять тип мыслительной деятельности человека (один из применяемых тестов).
Необходимо для работы: наборы слов-понятий.
Проведение работы:
Испытуемый должен распределить данный набор слов на три группы по три слова так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
1. Карась, бегать, шерсть, орел, овца, плавать, чешуя, перья, летать.
2. Поезд, электричество, шофер, пар, вагоновожатый, бензин, трамвай, машинист, автомобиль.
. Слышать, глаз, запах, видеть, ухо, свет, нос, звук, обонять.
. Картина, ставить, композитор, танец, художник, сочинять, хореограф, писать, музыка.
. Шахматы, дистанция, гроссмейстер, футбол, стайер, матч, бег, вратарь, партия.
. Гнездо, мед, мышь, берлога, воробей, хлеб, пшено, медведь, нора.
. Ребенок, преподаватель, ясли, студент, школа, воспитатель, институт, школьник, учитель.
Работа выполняется каждым студентом индивидуально. В протокольной тетради записываются столбиком по три слова из перечисленных слов-понятий.
Анализ классификации слов производится с помощью преподавателя и на основании этого в тетрадь записывается тип мышления, преобладающий у данного студента.