Высшая нервная деятельность. Физиологические основы психической деятельности. Методы изучения функций коры больших полушарий. Условный рефлекс, его нейрофизиологические механизмы. Торможение условн
Образование условного мигательного рефлекса на звонок у человека
Цель работы: научиться вырабатывать условные рефлексы на индифферентный раздражитель и наблюдать за воспроизведением условного рефлекса при замене индифферентного физического сигнала словесным.
Необходимо для работы: установка для выработки условного мигательного рефлекса у человека.
Проведение работы:
. Собрать установку для выработки условного мигательного рефлекса у человека.
. Установить стеклянный наконечник, соединенный с резиновой грушей так, чтобы при нажатии ее струя воздуха попала на веко наружного угла глаза.
. Включить электрический звонок в сеть.
. При поддувании воздуха возникает безусловный защитный мигательный рефлекс.
. Для выработки условного рефлекса включить звонок на пять секунд и во время его звучания несколько раз поддувать воздух (время отставания безусловного раздражителя - 1 -2 секунды).
. Через несколько сочетаний двух раздражителей у испытуемого вырабатывается условный рефлекс - изолированное включение звонка сопровождается миганием.
При образовании прочного условного мигательного рефлекса включение звонка можно заменить словесным раздражением «включаю звонок» и пронаблюдать за условной реакцией на словесный сигнал.
. При выработке условного мигательного рефлекса на звонок необходимо установить, через сколько сочетаний образуется условный рефлекс у лиц различного темперамента.
. В протоколах зарисовать установку для выработки условного мигательного рефлекса у человека, описать технику выработки условного рефлекса. Внести полученные результаты (через сколько сочетаний образовался условный рефлекс у разных лиц) и объяснить, почему при замене звонка словесным сигналом «включаю звонок» рефлекс возникает.
Работа №6.
Исследование у человека непосредственной и оперативной памяти
Цель работы: ознакомить студентов с некоторыми приемами методами исследования памяти у человека.
Проведение работы:
Тестированию могут подвергаться студенты при их добровольном согласии. Тестирование проводится только преподавателем. Результаты тестирования не регистрируются и не оглашаются.
Непосредственная память.
Принцип тестирования состоит в том, что испытуемому предлагают внимательно прослушать и запомнить ряд слов либо цифр, а затем по памяти записать их.
В данном тесте исследуется возможность образования и воспроизведения сразу нескольких временных связей, замыкающихся на звуковые раздражители второй сигнальной системы.
Оперативная память.
Под этим термином понимается избирательное кратковременное сохранение информации, необходимое для выполнения текущей деятельности и достижения ее целей.
Опосредованная память
обычно исследуется с помощью пиктограмм. Испытуемый берет лист бумаги и карандаш. Затем дается инструкция: «Запомните название слова, предмета, явления. Для облегчения запоминания сделайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Писать само слово или обозначать его буквами или цифрами нельзя».
Лист с пиктограммами сдается преподавателю и через час возвращается студентам. По рисункам студенты должны вспомнить слова и написать их под рисунками.