Высшая нервная деятельность. Физиологические основы психической деятельности. Методы изучения функций коры больших полушарий. Условный рефлекс, его нейрофизиологические механизмы. Торможение условн
Необходимо знать:
1. Условный рефлекс как метод изучения высшей нервной деятельности. Правила образования условного рефлекса.
2. Механизм образования временных связей (И.П. Павлов, современные представления).
. Стадии выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов.
. Явление торможения в высшей нервной деятельности. Виды коркового торможения.
. Современные представления о механизмах кратковременной и долговременной памяти.
. Физиологические механизмы сна. Фазы сна. Теории сна. Физиологическая роль сновидений.
. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Корковый динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для приобретения трудовых навыков и обучения.
. Мотивации. Периферические и центральные механизмы формирования мотиваций. Классификация мотиваций.
Ключевые понятия и определения:
Различные формы поведения принято разделять на врожденные (безусловные) и приобретенные (условные) в процессе индивидуального развития. Наследственно закрепленные рефлексы лежат в основе приспособительных поведенческих актов, проявляющихся без предварительного обучения.
Элементарные безусловные рефлексы
являются простыми ответными реакциями местного значения, реализуемыми в соответствии с жесткой детерминированной программой своих сегментарных центров. Координационные
безусловные рефлексы осуществляются на сегментарном уровне, но допускают координацию на основе отрицательных и положительных обратных связей (работа мышц-антагонистов, формирующих сложные двигательные акты). Интегративные
безусловные рефлексы - это синтез координированных двигательных актов с их вегетативным обеспечением в комплексные реакции определенного биологического значения.
Генетически детерминированные формы поведения, отражающие накопленный в генофонде видовой опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существование особи в вероятно изменчивой среде.
В основе индивидуального опыта (приобретенные формы поведения), который приобретается различными путями, лежит общая способность живых организмов к обучению, которая возможна благодаря такому универсальному свойству материи и живых организмов, как память.
Условные рефлексы -
это индивидуально приобретенные системные приспособленные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временной нервной связи между условными (сигнальными) раздражителями и безусловно-рефлекторными актами.
Мотивация -
субъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации мозговых структур, побуждающих высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих биологических потребностей.
Биологические мотивации
формируются на основании отклонений тех или иных показателей внутренней среды организма от уровня, обеспечивающего оптимальное течение обмена веществ. Биологические мотивации направлены на удовлетворение ведущих биологических потребностей - пищевых, половых, оборонительных, а также сна и бодрствования.
Социальные мотивации
(высшие мотивации) возникают под влияний социальных факторов. Формируются они в процессе общественного воспитания, которое у человека оказывает значительное влияние на биологические мотивации и делает их в какой-то мере социально детерминированными.
Необходимо уметь:
1. Научиться вырабатывать условные рефлексы на индифферентный раздражитель.
2. Ознакомить студентов с некоторыми приемами и методами исследования памяти у человека.
Работа №5.