Современное состояние и проблемы здравоохранения в РФ
Эти проблемы имеют особую значимость в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации. Так, современные параметры рождаемости в России меньше требуемого для положительного прироста населения почти в два раза, детское население страны сократилось на 12,3%, ухудшается здоровье беременных женщин. За 2000-2003 гг. увеличилось число женщин, страдающих анемией до 41,8%, болезнями почек до 19,9%, системы кровообращения до 14%, поздним токсикозом до 21,6%.
На состояние репродуктивного здоровья существенное влияние оказывает соматическое здоровье женщин. В структуре заболеваемости ведущими являются болезни кровообращения, дыхания, пищеварения. Среди женщин прогрессирует заболеваемость алкоголизмом и наркоманией.
Необходимо отметить, что продолжается снижение младенческой смертности. В 2003 г. ее показатель составил 12,4 на 1000 родившихся живыми, что на 6,8% ниже, чем в 2002 г., и на 15,1% ниже, чем в 2001 г. (см. приложение №1). В структуре причин младенческой смертности по-прежнему 2/3 случаев смерти приходится на состояния перинатального периода и врожденные аномалии, то есть заболевания, тесно связанные со здоровьем матери. На уровень младенческой смертности также влияет и качество родовспоможения.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2008 года является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки.
Продолжится модернизация системы обязательного медицинского страхования, направленная на мобилизацию финансовых средств на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, совершенствование организационной основы управления средствами системы обязательного медицинского страхования и контроля за их целевым использованием, обеспечение координации федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) в решении вопросов развития системы медицинского страхования и охраны здоровья граждан.
В прогнозируемом среднесрочном периоде объемы ассигнований будут утверждаться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики в сфере здравоохранения; доля финансирования здравоохранения через систему ОМС в общем объеме государственных источников финансирования возрастет с 40% в 2004 году до 60% в 2008 году.
В целях повышения эффективности использования финансовых средств в здравоохранении, обеспечения прозрачности финансовых потоков будет продолжено совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы выполнения государственных обязательств, а также легализации и расширения объема платных медицинских услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения независимо от формы собственности.
Задача повышения структурной эффективности функционирования системы здравоохранения будет решаться путем реструктуризации учреждений здравоохранения, переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, широкого внедрения ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий, а также обеспечения преимущественного развития первичной медико-санитарной помощи, направленной на сохранение, укрепление здоровья населения и профилактику заболеваний, обеспечения перехода от принципов финансирования, ориентированных на содержание медицинских учреждений, к принципу оплаты оказанной медицинской помощи, а также к новым методам оплаты труда медицинских работников.