Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварения
Пищеварение - это процесс расщепления пищевых структур до компонентов, утративших видовую специфичность и способных всасываться в желудочно-кишечном тракте.
Питание зародыша первых недель развития осуществляется гистотрофно за счет запасов веществ цитоплазмы яйцеклетки, слизистой оболочки матки и желточного мешка. Со 2-3-го месяца внутриутробного развития, когда образуется плацента, основным типом питания является гемотрофное, или трансплацентарное, питание, при котором питательные вещества из крови матери к плоду поступают через плаценту.
С 4-5-го месяца внутриутробного развития начинается деятельность органов пищеварения и наряду с гемотрофным появляется амниотрофное питание. Оно заключается в поступлении околоплодных вод (амниотическая жидкость) в пищеварительный тракт плода, где их питательные вещества частично перевариваются и всасываются в кровь. Поступление амниотической жидкости в пищеварительный тракт обеспечивается дыхательными, сосательными и глотательными движениями плода. С увеличением срока внутриутробного развития, повышением функциональных возможностей секреторного, моторного и абсорбционного аппаратов пищеварительного тракта и ферментных систем тонкой кишки плода роль собственного пищеварения повышается. В этот период основная роль амниотрофного питания и собственного пищеварения состоит в подготовке пищеварительного аппарата к постнатальному лактотрофному питанию. Различают лактотрофное, искусственное и смешанное питание. При лактотрофном типе питания питательные вещества молозива и молока гидролизуются по типу аутолитического пищеварения посредством ферментов молока с последующей все возрастающей ролью собственного пищеварения. В раннем ностнатальном периоде кишечное внутриклеточное и мембранное пищеварение сформировано в большей мере, чем полостное. Усиление секреторной деятельности пищеварительных желез развивается постепенно и резко повышается при переходе на смешанное (прикорм) и особенно искусственное питание детей. В возрасте около 1 года лактотрофное и смешанное питание замещаются дефинитивным с присущим ему собственным пищеварением, в котором гидролиз питательных веществ осуществляется при взаимодействии полостного, пристеночного и, по некоторым данным, внутриклеточного пищеварения.
У новорожденных детей сосание, глотание и дыхание могут происходить одновременно и молоко не попадает в гортань из-за более высокого расположения входа в нее, чем у взрослых. У ребенка во время кормления дыхание сменяется со смешанного типа на грудное, а при выключенном брюшном дыхании и опущенной диафрагме молоко легче проходит по пищеводу в желудок.
С переходом на прием плотной пищи особое значение приобретают ее размельчение, смачивание и формирование пищевого комка, что достигается с помощью жевания. Одним из важнейших элементов пищеварительной системы являются зубы. У ребенка они обычно начинают прорезываться на 6-7-м месяце жизни. Это - молочные зубы. К 13-14 годам они заменяются постоянными. С 20-22 лет, а иногда и позже прорезываются большие коренные зубы - зубы мудрости. Их четыре. Они очень непрочны и в акте жевания не участвуют.
Органы пищеварения начинают функционировать еще задолго до срока рождения. Однако до конца внутриутробного периода секреторная функция пищеварительного тракта выражена очень слабо, так как отсутствуют раздражители, стимулирующие секрецию. Желудочный сок новорожденного содержит мало пепсина, но богат химозином, или сычужным ферментом. Особенность этого фермента заключается в том, что он действует только в слабокислой среде, тогда как пепсин может действовать лишь в более кислой среде. Соляная кислота в желудочном соке новорожденного содержится в количестве, наиболее благоприятном для действия химозина, который створаживает и частично расщепляет белки молока.
Желудок новорожденного расположен горизонтально в левом подреберье. Его емкость очень невелика. Под влиянием поступающей пищи желудок всегда несколько растягивается. Повторное растяжение желудка при каждом кормлении, а также его двигательная активность способствуют усиленному росту желудочной стенки.
При грудном кормлении содержимое желудка полностью переходит в кишечник через 2,5-3 ч, а при вскармливании коровьим молоком - значительно позднее (через 3-4 ч). По мере освобождения желудка от пищи начинает повышаться возбудимость "пищевых центров", т.е. тех участков мозга, которые регулируют деятельность органов пищеварения. У ребенка появляются сосательные движения, сначала слабые, а потом все более интенсивные и частые. Возбуждение, как это свойственно раннему возрасту, иррадиирует на другие участки мозга, что ведет к прекращению сна, появлению общей двигательной активности, беспокойства, крика.