Обзор рынка седативных лекарственных средств растительного происхождения
Таблица 9
Десять ведущих производителей по объему продаж БАД мягкого успокоительного действия за годовой период III кв. 2007 - II кв. 2008 гг.
Таблица 10
Десять ведущих торговых наименований БАД мягкого успокоительного действия по объему продаж за годовой период III кв. 2007 - II кв. 2008 гг.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Для уточнения списка препаратов, принимаемых в настоящее время беременными, а также для дополнительного изучения данного сегмента рынка препаратов и его насыщенности в рамках данной курсовой работы был проведен опрос по прилагаемой к работе анкете. В анкетировании участвовали беременные женщины либо в недавнем времени родившие без ограничения по возрасту и другим критериям. Опрос проводился на базе практики в КП «ЦРА №40» г. Шостка Сумской области, Шосткинском районном роддоме, а также в г. Харьков, Чугуев, Нежин. В анкетировании приняли участие 24 респондента. По возрасту опрашиваемые распределились следующим образом:
Ø 3 человека - до 20 лет;
Ø 10 человек - от 21 до 30 лет;
Ø 10 человек - от 31 до 40 лет;
Ø 1 человек - от 41 до 50 лет (Рисунок 1).
Рисунок 1
Ниже на диаграмме (Рисунок 2) представлено распределение респондентов по роду их занятий:
Рисунок 2
Как видно опрашиваемые распределились по родам занятий приблизительно одинаково, что расширяет возможности для разносторонней оценки вопроса потребления лекарственных средств беременными.
На рисунке 3 изображена диаграмма, показывающая средний месячный доход на 1 члена семьи. Большинство, как видно, имеют средний либо низкий уровень дохода, что в достаточной степени коррелирует с результатами последующих вопросов.
Рисунок 3
Исходя из предыдущего вопроса, были ожидаемы результаты частоты посещаемости аптек респондентами. Как видно из рисунка 4 подавляющее большинство из них посещают аптеку по мере необходимости, и только 5 человек из опрошенных (21%) посещали аптеку с регулярной частотой. Это также может свидетельствовать и о том, что у большинства женщин беременность проходила без патологий и особой необходимости посещать аптеку.
Рисунок 4
Для большинства опрошенных эта беременность была первая или вторая (58% и 38% соответственно) и только у одной - третья (Рисунок 5). Это, как будет показано далее, ввиду небольшого опыта ведет к большому доверию к назначению врачей и рекомендации провизоров и, соответственно, к малому проценту самостоятельного выбора лечения во время беременности.
Рисунок 5
На рисунке 6 приведены результаты покупательской способности опрошенных. Как видно большинство готово оставить в аптеке относительно небольшую сумму до 100 грн. Только 3 человека готовы однократно заплатить за лекарства до 200 грн и ни одна беременная не готова выложить за препараты более 200 грн. С другой стороны почти для половины опрошенных сумма препаратов не имеет значения. Данные результаты можно объяснить с одной стороны низким уровнем доходов респондентов, а с другой желанием избежать осложнений во время беременности и принимать любые для этого меры.
Рисунок 6
Как видно при проведении сегментации респондентов, установлено, что контингент опрошенных представляет собой женщин разного возраста, уровня дохода, уровня образования и рода занятий.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ниже приведены обобщенные результаты опроса, а также проведен их детальный анализ с соответствующими выводами.
Как было сказано выше большинство опрошенных используют лекарственные препараты либо назначенные врачом (51%), либо рекомендованные провизором(41%) (Рисунок 7). Лишь небольшой процент беременных выбирает для себя препараты самостоятельно ссылаясь на свой опыт либо на профессиональные способности (8%).