Подходы формирования и оптимизации комплаенса
медицинский комплаенс сотрудничество лечение
Выявление факторов, определяющих отсутствие терапевтического сотрудничества, позволяет включить в лечебную программу специальные методы, направленные на его коррекцию. Не менее важны эти методы на этапе начала лечения для предотвращения нарушения больными медицинских рекомендаций. Для достижения комплаенса полезно использовать несколько методик сразу.
Образовательные программы направлены на предоставление больному информации о заболевании, его причинах, последствиях, методах лечения, обучение больного способам распознавания ухудшения состояния и особенностям поведения в связи с болезнью. Обучение может проводиться врачами или квалифицированными медсестрами в зависимости от поставленных задач.
Полезно помнить следующие принципы обучения пациентов:
· взрослые обучаются эффективнее, если понимают, какую пользу принесут им новые сведения;
· порядок изложения материала нужно выстраивать по принципу «от простого к сложному»;
· полезно поощрять стремление пациента к практическому использованию приобретенных навыков;
· усвоенные навыки на предыдущих занятиях следует повторять;
· в конце каждого занятия полезно получать от слушателей обратную связь и отвечать на возникшие вопросы.
Оптимизация индивидуальной терапевтической программы, прежде всего, заключается в достижении лучшей переносимости лечения, своевременном выявлении побочных эффектов терапии. Оптимизация терапии подразумевает подбор удобного режима приема лекарств и его включение в жизненный стиль больного. Медицинский персонал должен дать больному четкие инструкции о приеме лекарств (в том числе письменные) и убедиться, что пациент понял их.
Оптимизации терапевтического сотрудничества способствуют регулярные осмотры больного при диспансерном наблюдении. Напоминание о предстоящем визите помогает эффективность диспансерного наблюдения. Так же во время диспансерного наблюдения в обязанности медицинской сестры входит активный патронаж больного.
Привлечение семьи в процесс терапии в ряде случаев более важно, чем участие самого врача или больного. Так, у беспомощных пациентов именно родственники могут контролировать соблюдение медицинских рекомендаций. Во всех случаях большую роль играет психологическая поддержка больного, которую могут оказать близкие ему люди. Методы поведенческой терапии заключаются в использовании больными специальных размеченных контейнеров, в которые, например 1 раз в неделю, раскладываются лекарства в соответствии с назначенной схемой лечения. Это значительно упрощает процедуру приема препаратов. Планируя схему ухода, необходимо поинтересоваться о привычках и распорядке дня больного.
В широком смысле любой метод, направленный на формирование и оптимизацию терапевтического сотрудничества, включает в себя психотерапевтический компонент, который иногда даже более важен, чем непосредственная суть метода. Вместе с тем для формирования терапевтического сотрудничества используются специальные психотерапевтические методики, направленные на коррекцию внутренней картины болезни, особенностей личностных черт и механизмов психологической защиты, препятствующих формированию комплаенса.
Заключение
В сегодняшнее время наблюдается очень интересный феномен современной медицины: разрыв между высочайшим уровнем медицинских научных знаний, с одной стороны, и низкими показателями результатов лечения, с другой. Казалось бы, медицина добилась потрясающих достижений, но, ни на заболеваемости, ни на показателях смертности, ни на продолжительности жизни людей это принципиальным образом не сказывается. Среди причин неэффективности, безусловно, некомплаентность пациента, в основе которого, недостаток внимания и времени со стороны пациента к своему здоровью. А ведь для преодоления этой ужасной статистики всего лишь нужно найти некую связь между медицинским персоналом и пациентом, которые в полной мере выполнять все условия для достижения общей цели - повышения комплаенса.