Новая эволюция фармацевтической опеки
изменение нормативной базы в увязке с теми функциями, которые должны быть возложены на аптеку.
В настоящее время перед аптеками стоят следующие задачи:
равноправное участие в формулярных комиссиях учреждений здравоохранения;
контроль использования ЛС в отделениях;
контроль фармацевтической совместимости при назначении терапии.
Фармацевтический работник - это организатор качественной фармацевтической помощи, менеджер, владеющий навыками управления лекарственным обеспечением, осуществляющий рациональный отбор препарата, организацию закупок лекарств, средств медицинского назначения и их эффективного использования. Но фармацевтический работник - это еще и маркетолог, владеющий навыками маркетинга, а также консультант в учреждениях здравоохранения.
Главной целью социальной политики аптеки является последовательное повышение уровня жизни и доступность лекарственной и медицинской помощи. Аптечные организации занимаются обеспечением доступности лекарственной помощи, и когда мы говорим о балансе экономических и социальных аспектов деятельности аптеки, всегда во главу угла должны ставиться социальные аспекты.
Если мы говорим о доступности лекарственной помощи, то должны учитывать основные составляющие:
сами ресурсы ЛС и их распределение;
ассортиментную доступность;
материально-техническую базу аптечных организаций. Что касается пространственной доступности (ценовая, ассортиментная и пространственная доступность препаратов), мы занимаем одну из лидирующих позиций в мире;
экономический фактор - обеспеченность оборотными средствами и система ценообразования
Центральную роль во всех процессах играют аптечные организации. Именно для них работают производители и дистрибьюторы. Аптека является конечным звеном, где непосредственно соприкасаются субъекты фармацевтического рынка. По характеру своей деятельности, аптеки - особые организации. Они находятся на завершающем этапе доведения ЛС до потребителя, от деятельности аптек во многом зависит качество и доступность лекарственной помощи; препарат может быть качественным, но если его неправильно представить пациенту, все усилия производителя будут напрасны. Аптека - это не просто торговая организация, она реализует особый товар - лекарственные средства и отличается рядом особенностей: прежде всего, обладает биологической активностью воздействия на организм человека.
Существуют особенные требования к качеству - потребитель не способен самостоятельно его оценить, поэтому ответственность возлагается на государство именно в плане обеспечения контроля качества. Специфика мотивации для приобретения лекарственных средств обусловлена тем, что выбор делает не пациент, а врач, и между отпускающей организацией и потребителем существует третье звено, которое определяет то, что должен приобрести больной.
Характерной особенностью аптечной организации является тот факт, что там работают профессионалы. Если мы говорим об аптеках, то должны признать, что они имеют давнюю историю, но своих традиций не потеряли. Это и социальная направленность, и качество, и соблюдение требований фармацевтического порядка. Из современных технологий можно отметить новые формы организации сетевой торговли, активный элемент мерчандайзинга, рекламу и информационное сопровождение этих процессов. До 1990 г. в каждом регионе существовал государственный аптечный склад, который снабжал все аптеки: наблюдался стабильный ассортимент, определенное количество аптек, открытие которых осуществлялось государством - все было четко запланировано.
Какова сейчас роль аптеки в лекарственном обеспечении? С одной стороны, должно быть учреждение здравоохранения, с другой, хозяйствующий субъект, осуществляющий экономическую деятельность. И здесь нужно найти место социальной функции аптеки. Если говорить о деятельности аптеки, нужно признать, что на ее работу оказывает воздействие комплекс внешних и внутренних факторов. Внешние факторы - месторасположение аптеки, внешний вид, конкурентная среда, и очень важно знать, сколько аптечных предприятий находится рядом. В некоторых странах государство жестко регулирует количество открываемых аптек, не считая, что увеличение их количества напрямую связано с увеличением доступности лекарственной помощи. Обострение конкуренции может привести к ослаблению позиции аптеки и снижению качества помощи, оказываемой населению. Внутренний фактор - планировка торгового зала, размещение отделов, расположение товаров, рекламно-информационное сопровождение, общая атмосфера. Иногда успешность работы аптеки заключается не в ценовой политике, а в представленном ассортименте, что зависит от месторасположения.