История развития фармацевтической опеки
В мировой медицинской практике специальность «клинический фармацевт» появилась в 1971 г. Примерно в это же время возникла клиническая фармакология как отдельная область медицины. Острая потребность в высококвалифицированных специалистах, которые в полной мере владели бы всесторонними знаниями о лекарствах и в то же время разбирались в вопросах лечения заболеваний, возникла в связи с резким ростом ассортимента лекарств (с 2 тыс. в 1940 г. до 12 тыс. в 1970 г.).
В настоящее время в развитых странах присутствует 30 000 - 40 000 наименований лекарственных средств. При этом побочные действия ЛС при амбулаторном лечении отмечаются у 10-20% больных, а 0,5-5% нуждаются в госпитализации для лечения осложнений фармакотерапии. В США частота возникновения побочных реакций у госпитализированных больных достигает 35%, при этом сроки госпитализации увеличиваются от 1 до 5,5 дня. Затраты, связанные с лечением осложнений, составляют в разных странах от 5 до 17% общих затрат на здравоохранение. Среди причин смертности последствия фармакотерапии (прием некачественных препаратов или неправильное их применение/сочетание) занимают пятое место. Вызвано это, в частности, тем, что при лек-обеспечении клиник нередко используется либо устаревшая, либо недостоверная информация из рекламных и популярных источников. Иногда выбор основывается только на цене лекарства, без учета его качества, а также стоимости и эффективности всего курса лечения. Все это негативно сказывается на состоянии здоровья населения и здравоохранении, создает почву для злоупотреблений и нерационального использования ресурсов. Предупредить нерациональное применение лекарств и связанные с ним последствия - задача клинических фармацевтов.
Такие специалисты весьма востребованы и в связи с широким распространением самолечения (использование потребителем лекарств для лечения распознанных самостоятельно нарушений и симптомов у себя и членов семьи, включая детей). Все больше больных предпочитают, минуя врача, обращаться за помощью в аптеки, где получают советы по выбору необходимых ЛС. Среди причин растущего недоверия к профессионализму врачей в области фармакотерапии - назначение устаревших и даже снятых с производства препаратов, незнание новых препаратов, правил применения ЛС, использование справочников в присутствии пациента, небрежное отношение к рекомендациям и выписыванию рецептов, попытки продать больному препарат во время приема, назначение лечения по принципу «не помогло это лекарство, попробуем другое». В 1979 г. ВОЗ была принята концепция «ответственного самолечения», то есть распределения ответственности за результаты лечения между потребителем лекарств, врачом и аптечным работником.
Вместе с тем значительно возросли значение и ответственность провизора (фармацевта): он обязан оказывать помощь больным при самолечении, информировать их обо всех преимуществах и недостатках лекарственных препаратов. Всемирной организацией здравоохранения и Международной фармацевтической федерацией было принято понятие «фармацевтическая опека» - ответственность провизора и фармацевта перед конкретным пациентом за результат фармакотерапии. В связи с этим получила широкое распространение специальность «Клинический фармацевт». В лечебно-профилактических учреждениях Франции клинические фармацевты составляют уже около четверти всех фармацевтов, а в США они работают почти в 80% больниц.