Причины суррогатного материнства
Сейчас в России около 5,5 миллиона супружеских пар не могут завести детей из-за бесплодия. В мире - это 20% семейных пар. Сколько из них решаются прибегнуть к помощи суррогатной матери - такой статистики, разумеется, нет. Родители, решившиеся на этот шаг, так же, как и суррогатная мать, тщательно оберегают ото всех тайну рождения ребенка. Как правило, женщине приходится «изображать» беременность, оформлять декретный отпуск и т.д.
Никаких законов, регламентирующих такую ситуацию, нет. Программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка женщинам, у которых удалена матка или вынашивание беременности им противопоказано. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары. Оплодотворенные яйцеклетки женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, переносятся в организм другой женщины - суррогатной матери, и находятся там, в течение всего периода беременности. Замечено, что эмбрионы приживаются в матке другой женщины гораздо лучше. Вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более (по некоторым данным до 70%).
Исследования последних десяти лет показывают, что доли женского и мужского факторов в структуре бесплодного брака приблизительно равны. Наиболее часто встречаются сочетанные формы бесплодия, когда одновременно диагностируются и мужские и женские проблемы в репродуктивной сфере.
Показания к суррогатному материнству:
• отсутствие матки (врождённое или приобретенное);
• деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;
• синехии полости матки, не поддающиеся терапии;
• соматические заболевания, при которых вынашивание беременности противопоказано;
• неудачные повторные попытки (экстракорпоральное оплодотворение) при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.
Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи. Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать «своего» ребенка после установления той связи с ним, которая создалась во время 9-месячной беременности и родов (даже если вначале женщине казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).
Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически «своим» для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить, и может сознательно пойти на риск; таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия.