Актуальные проблемы развития санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь
Учитывая настоящую ситуацию в республике, повысить эффективность системы организации государственного санитарного надзора в Республике Беларусь можно путем применения следующих подходов:
1. Осуществление реформы законодательства.
2. Совершенствования работы контрольных и надзорных органов.
. Мониторинг проводимых изменений и информирования общественности.
Успешная реформа законодательства должна предусматривать:
принятие законодательного акта, который будет регулировать общие подходы и принципы организации контроля и надзора, а также предусматривать процессуальные гарантии для субъектов хозяйствования;
разработку и внедрение каждым контролирующим органом типовых положений о процедуре планирования и назначения проверок, а также правах и обязанностях инспекторов и субъектов хозяйствования в ходе проверок;
пересмотр норм и правил санитарного регулирования с целью их модернизации и отмены устаревших требований;
Целью реформы контрольной и надзорной деятельности является создание современной, эффективной и квалифицированной службы контроля. Программа реформы должна включать:
1. внедрение системы управления рисками в деятельность контролирующих органов для оптимизации их работы и лучшего выявления угроз, исходящих от субъектов хозяйствования;
2. разработка новых форм и методов работы, в том числе контрольных списков вопросов (чек-листов), для упрощения и упорядочения процедур проверок;
. внедрение стратегического планирования и применение методов оценки эффективности работы инспекций;
. внедрение принципа «ориентированности на клиента» в работу контролирующих органов с целью усиления превентивной функции контрольной деятельности и перехода к политике информирования «клиентов»;
Стратегии информирования предусматривают предоставление информации «клиентам» по следующим вопросам:
1. деятельность, осуществляемая контролирующим органом, основные цели, предоставляемые услуги, права и обязанности;
2. требования, установленные законодательством, и последние изменения;
. права и обязанности «клиентов».
. Для информирования «клиентов» целесообразно применять следующие формы и методы:
. информационные листки;
. доски объявлений в помещениях контролирующих органов;
. размещение информации на Интернет-сайтах;
. встречи с «клиентами», консультации;
. информирование по телефону»
. семинары для обсуждения текущих вопросов контроля, а также нормативных требований и изменений в законодательстве;
. опросы среди «клиентов» для установления «обратной связи» и оценки воздействия различных информационных материалов.
Для проведения кампаний по информированию общественности о проводимых реформах и их результатах можно использовать средства массовой информации и организовывать пресс-конференции.
Наиболее эффективной формой профилактической работы надзорных органов с субъектами предпринимательства является консультирование, учитывающее возможности и потребности каждого конкретного предприятия. Далее следует распространение различных информационных материалов, таких как брошюры, руководства, а также семинары.