Двигательная активность на разных уровнях.
В серии экспериментов, где испытуемыми были студентки 1-го курса (в каждом случае n > 100), определялась реакция сердечно-сосудистой системы по показателям частоты сердечные сокращений на виды физической нагрузки, которые, с нашей точки зрения, наиболее логично вписываются в режим учебного дня студентов. Затем по показателям средних величин рассчитывались исходные уровни энергетических трат организма (МR) при этих видах деятельности.
Дальнейшие расчеты, построенные на основе полученных материалов, показали, что по затратам энергии в условиях предлагаемого двигательного режима студенты могут выйти на уровень функционирования спортсмена III разряда к концу 2-го курса, но суммарные затраты времени на реализацию программы yжe будут приближаться к максимальным величинам (1,66 ч в сутки). Ориентируясь на эти показатели, можно было прогнозировать, что на пятом году обучения достижение заданной нагрузки в объеме 1000 ккал (4200 кДж), целиком состоящей из самостоятельных видов двигательной деятельности, будет происходить за счет повышения интенсивности выполняемой работы, которую можно рассматривать как естественный и ожидаемый результат возросшей (за предыдущие годы) тренированности организма. Однако в процессе одного исследования, в котором испытуемым (n = 12) предлагалось придерживаться разработанной модели двигательного режима, выяснилось, что в кондиционной тренировке, преследующей задачу достижения определенного УФС при сохранении ее оздоровительной направленности, форсированного набора мощности выполняемой работы не происходит. Несмотря на увеличение вдвое суммарных энергозатрат за 5 лет, повышение интенсивности бега, если судить о ней по скорости перемещения, составило 9,5 км/ч (160 м/мин). Интерпретируя этот результат, мы рассматриваем его как позитивный, исходя из того что данная скорость обеспечивает преодоление 2000 м за 12 мин 35 с. Это соответствует психологически важному рубежу: оценке в один балл по нормативной шкале Государственной программы по физической культуре. Вопрос о частоте занятий бегом и их продолжительности в студенческий период жизни остается в литературе открытым, хотя в рекомендациях для взрослых оптимальным считается режим 3 - 5-разовых занятий в неделю, продолжительностью 30 - 40 мин. Ориентируясь на эти данные и результаты нашего более чем 20-летнего автоэксперимента, мы пришли к заключению, что оптимальным вариантом является бег через день по 30 - 40 мин, что и нашло отражение в наших рекомендациях.