Психастения

Психастения характеризуется преобладанием второй сигнальной системы и слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений и эмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленному мудрствованию. Психастения (от греч. psyche - душа и astheneia - слабость) - относящееся к психопатиям болезненное состояние, при котором наиболее типической особенностью психического склада личности является тревожно-мнительный характер.

Этиология психастении - общая с этиологией всех групп психопатий. Отягощенная наследственность в генезе психастении, по-видимому, играет значительно большую роль, чем в происхождении других форм психопатий. Чаще психастения встречается у мужчин.

Лица, страдающие психастенией, нерешительны, боязливы и впечатлительны. Они постоянно находятся в ожидании каких-либо неприятностей, а отсюда берут начало сомнения в правильности своих поступков. Они мнительны и ипохондричны, в обществе - конфузливы, стеснительны, застенчивы. Они плохо приспособлены к жизни. Это не люди дела, а скорее мечтатели и фантазеры. В результате патологического развития такой аномальной личности возникают различные навязчивые состояния. В неврологической сфере у страдающих психастенией представлены вегетативные нарушения, иногда наблюдаются тики и заикание.

Отдельные признаки психастении могут обнаруживаться и в детском возрасте. Патологическое развитие с выявлением навязчивых состояний чаще всего происходит в возрасте от 20 до 30 лет. В течении психастении, как правило, наблюдаются колебания. В пожилом возрасте нередко отмечается исчезновение многих навязчивых действий, однако навязчивые сомнения могут усиливаться.

Рассмотренная выше картина неврозов характерна для взрослого, юношеского и подросткового возрастов. У детей подобные формы неврозов не встречаются. В детском возрасте наблюдаются лишь различные невротические реакции. Различают:1) психогенные пси-хомоторные расстройства (повышенная возбудимость, двигательное беспокойство или двигательная скованность); 2) явления страха, которые у детей не всегда являются патологическими и обычно не имеют самостоятельного значения; 3) вегетативные расстройства: нарушения питания (психогенные тошнота и рвота, отказ от пищи), психогенные нарушения физиологических отправлений (недержание мочи и кала), сосудистые нарушения (головокружения, нарушения сердцебиения, обморочные состояния и др.); 4) астенические 1 и неврастенические расстройства, а с 3-5 лет - также истерические реакции.

Для детей проявление невротических реакций имеет одну общую для всех возрастных групп особенность. Чем старше ребенок, тем невротические симптомы более стойки, постепенно обретая качества, типичные для неврозов в зрелом возрасте.

Особенно часто невротические расстройства и различные психические заболевания проявляются .у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в пубертатный период (от 12 до 15 лет). В связи с этим в такие периоды, называемые кризисными , учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные или критические периоды может провоцировать развитие психического заболевания.

Вывод

Подводя итог данной работе, следует сказать о том, что многие ученые занимались, занимаются и будут заниматься изучением физиологических процессов в ЦНС. Их работы дают возможности для развития медицины, коррекционной педагогики, психологии и многих других науках о человеке. Над выделением свойств нервных центров работали на протяжении многих десятилетий: явление суммации открыл И.М. Сеченов в 1868 году, А.А. Ухтомский в 1923 году открыл явление доминанты. В 1863 году И.М. Сеченов впервые установил, что в нервной системе наряду с процессом возбуждения существует и процесс торможения. Теорию охранительного торможения создал и обосновал И. П. Павлов.

Теория защитно-компенсаторной функции торможения представляет значительный интерес для медицинской практики и в ряде случаев привела к несомненным практическим достижениям (применение снотворно-седативных средств в терапии травматического шока <http://www.medical-enc.ru/24/shock-1.shtml>, гипотермия при оперативных вмешательствах и т. д.).

Знания о нарушениях высшей нервной деятельности и причинах этих нарушений дают возможность правильно скоординировать действия по их коррекции и профилактике. Учитель или воспитатель нередко встречаются в своей работе с различными проявлениями невротических реакций у детей и подростков и потому должны иметь представления о природе неврозов и особенностях их протекания у детей различного возраста.

Перейти на страницу: 1 2