Тревожность в период беременности. Сравнение беременных и не беременных женщин
В наши дни особенностью социальной ситуации в нашей стране является снижение уровня рождаемости, повышается количество осложненных беременностей и родов, снижается уровень здоровья новорожденных. С одной стороны, причиной данной тенденции является нестабильная социально-экономическая ситуация, которая неблагоприятно сказывается на эмоциональной сфере женщины. С другой, воздействие беременности на психику женщин порою столь значительно, что некоторые авторы (Н. Удденберг, M. Ринглер) рассматривают это явление как кризисную ситуацию. В последнее время процент возникновения патологии в родах увеличился вдвое. И с каждым годом неуклонно возрастает число женщин, роды у которых прошли с осложнениями. На начало третьего тысячелетия в стране сложилась ситуация, когда по официальным данным государственной статистики 60% детей имеют родовые травмы, что неизбежно приводит к различным формам нарушения развития ребёнка и в дальнейшем становится важным фактором при возникновении большинства болезней детей [Белогай, 2004].
Исследование такого важного этапа подготовки к материнству как беременность в научной литературе представлена не очень полно, внимание ей стало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемы можно найти у ограниченного количества авторов. В отечественной психологии в последнее время появился ряд работ, связанных с феноменологией (Скобло Г.В., Дубовик О.Ю., 1992; Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А., 1993; Брутман В.И., 1996), психофизиологией (Батуев А.С., 1996; Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В., 1995), психологией материнства (Коваленко Н.П., 1998; Радионова М.С., 1997), психотерапевтическими (Шмурак Ю.И., 1993) и психолого-педагогическими (Брутман В.И., 1994) аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнством (Филиппова Г.Г., 1996). Однако, сами исследователи считают, что полученные результаты отражают скорее общие индивидуальные особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования. То же самое касается исследований, посвященных изучению психофизиологических основ материнства (Батуев А.С., 1996), психического здоровья матери и ребенка, социального статуса женщины и особенностей ее семьи (Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С., 1996).
В настоящее время оценка течения беременности и родов сводится преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. Среди большинства работ по этой тематике проявлялось преобладание научных медицинских аспектов над психологическими и социальными. Психологические же особенности женщин по большей части затрагиваются лишь косвенно, несмотря на то, что в последнее время основной причиной возникновения патологии в родах являются перенесенные в период беременности стрессы, длительные депрессии, страхи и негативные переживания [Филлипова, 2006].
Проблема изучения психических состояний женщины в период беременности, их диагностика и коррекция являются областью исследования общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, психофизиологии и т.д. Однако на сегодняшний момент данная проблема изучена более полно с психофизиологической точки зрения, по всем остальным отраслям психологической науки имеются лишь теоретические разработки и эклектичные практические рекомендации по адаптации и коррекции психоэмоционального состояния женщины в период беременности. Многоплановость этой проблемы указывает на необходимость ее комплексного и системного изучения на индивидуально-психологическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровнях.
Актуальность данной проблемы определяется недостаточной разработанностью методических и методологических подходов, средств и форм психолого-педагогического сопровождения женщины в период беременности. В связи с этим возникла необходимость специального изучения особенностей психического состояния, влияющего на особенности эмоциональной сферы женщин в период беременности, в частности выявления уровня тревожности у женщин в период беременности.
Гипотеза
нашего исследования: эмоциональная сфера беременной женщины характеризуется повышенной тревожностью, в сравнении с не беременными женщинами.
Объект
исследования: эмоциональная сфера беременных женщин.
В качестве предмета
исследования рассматриваются особенности проявления тревожности в период беременности.
Цель
исследования
- выявление особенностей проявления тревожности у женщин во время беременности и разработка рекомендаций для снижения уровня тревожности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование данной проблемы в работах отечественных психологов.
2. Изучить уровень тревожности беременных женщин и женщин, которые не являются беременными.
. Проанализировать взаимосвязь уровня тревожности с будущим материнством.
Методологической основой
исследования явились исследования по изучению тревожности у беременных женщин И. Брутман, Г.Г. Филиппова, А. Фрейд, З. Фрейд и др., работы по подготовки женщин к беременности, родам и материнству Ж.В. Завьяловой, О.А. Касьяновой.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ проблемы в научной литературе.
2. Эмпирические методы (анкета, опрос, методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова), методика Спилбергера - Ханина).
3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов, различия средних значений между двумя независимыми выборками вычислялся по t-критерию Стьюдента, обработка проводилась в программе STATISTIKA 17.0).
База исследования
: МУЗ «МУЗ Женская консультация роддома №2» Центрального района города Волгограда.
Исследование проводилось в индивидуальной форме. В исследовании приняли участие 15 беременных женщин (в возрасте от 18 до 39 лет) и 15 женщин, которые не являются беременными (в возрасте от 18 до 30 лет)
Теоретическая значимость: состоит в дальнейшем изучении проблемы тревожности, и рассмотрении стрессовых факторов, влияющих на уровень тревожности в период беременности у женщин.
Практическая значимость: результаты исследования могут найти применение в курсах работы с беременными женщинами. Разработанные рекомендации также могут быть использованы при подготовке женщин к оптимальным условиям протекания беременности
- Беременность и ее влияние на эмоциональное состояние женщин
- Понятие тревожности, причины ее во время беременности
- Организация и методы экспериментального исследования
- Результаты экспериментального исследования по выявлению личностной и ситуативной тревожности в период беременности
- Выводы по экспериментальному исследования по выявлению личностной и ситуативной тревожности в период беременности
- Рекомендации для женщин, в период беременности